Стиль бонсай «сякан» символизирует силу, волю к жизни и сопротивление непостижимому хаосу. Его часто можно заметить в коллекциях и собраниях бонсай, ведь стиль выглядит крайне интересно, и в то же время подходит для выращивания практически любого деревца. Мягко изогнутые очертания сякан придают ему особое очарование. В естественных условиях деформация ствола происходит при произрастании дерева на крутом обрыве, где нависающие над пропастью стволы создают чудные переплетения форм, олицетворяя победу жизни.
Сякан – искусство баланса
На фоне остальных стилей бонсай сякан выглядит крайне необычно – слегка неустойчиво, несимметрично. Однако на самом деле баланс, выверенный руками мастера, обеспечивает деревцу надежность роста. Для создания бонсай сякан подходит почти любое дерево, равно с тонким или толстым стволом. Главное условие при выборе – обращайте внимание на виды с открытыми кронами и с широким основанием. При выращивании ствол наклоняется не менее чем на 30 градусов. Крона и нижние ветви перенаправляются таким образом, чтобы дополнить целостный образ произведения японского искусства. Создание гармоничного сякан требует тонкого чувства прекрасного и знания основ баланса. Но зато этот стиль бонсай прекрасно подойдет для маскировки изменений у деревцев, выживавших под односторонним освещением.
Правила формирования
В нижней трети ствола дерево отклоняется от вертикали не менее чем на 30 градусов, причем формировать этот наклон требуется с самого начала. В экстремальных композициях ствол может располагаться горизонтально или вовсе стелиться по поверхности. Верхняя часть уже направляется по возможности вертикально. Способы формирования не слишком отличаются от аналогичных в стилях Моёги или Тёккан. Ветвям и кроне придается треугольная форма, иногда допустима смягченная куполообразная. Ветви располагаются либо горизонтально, либо слегка провисают, но от ствола отходят равномерно, без видимого дисбаланса кроны. Некоторые мастера предпочитают укорачивать ветви со стороны, в которую изогнут ствол, для достижения максимального ощущения баланса, но данное правило не является непреложным.
Требуется уделить внимание и корневой системе. Часть корней остается открытой, один или два самых мощных направляются в сторону изгиба, остальные в противоположную, для достижения максимальной естественности образа.
|