Искусство бонсай (2 иероглифа - контейнер и растение), зародилось в Китае. Когда, не известно точно никому, хотя известен он минимум два тысячелетия.
Первые документальные упоминания - настенные росписи в усыпальнице правителя Чанг Хуа династии Тан (706 год). На ней изображены придворные держащие в руках бонсай. Легенды отодвигают время возникновения бонсай вглубь веков. Одна из их гласит, что какой-то правитель повелел сделать у себя во дворе портативную копию всей империи, городка, веси, речки, горки. Для данной копии и делались очень маленькие деревья. Лицезрение данной миниимперии воспрещалось под ужасом погибели всем помимо Сына Неба. (Полагаю, садовники, всё-таки, имели определенную форму допуска, что в определённой мере говорит о небесном происхождении садового умения).
Но, наверное, истоки бонсай произрастают в даосизме. Даосы проводили собственные изыскания воздействия мира вокруг нас на Дао. В ходе данных изысканий им комфортно было манипулировать не самими объектами наружного мира а их маленькими копиями-символами. Даосы веровали, что уменьшив объект, им предоставлялась бы возможность сконцентрировать и манипулировать всеми его волшебными свойствами. А деревья были наибольшими и долговременными живыми созданиями. Так что и тут прагматичные китайцы себе не сдерживали. Достоверных сведений про то, посодействовала ли данная методология быть кое-кому бессмертным из нас неизвестно, хотя, с течением времени, краса, изящество, гармоничность данных маленьких копий нашейприроды стала самостоятельным искусством. Пенджинг, приблизительно так название этого искусства может звучать по китайски, превратился в произведение искусства.
|